V.f.B. Stuttgart 1893 e.V. (GER) - F.C. Torpedo Moscow (USSR) 3:5

05-11-1986; Stuttgart; 20:00; Neckarstadion; Att: 30.100

V.f.B. STUTTGART 1893 e.V. (GER) - F.C. TORPEDO MOSCOW (USSR) 3-5 (2-4)
Referee: Henning Lund-Sørensen (DEN)
Assistans: Claus Larsen, Esper Lynn (DEN)
Goals: 0-1 Nikolay Savichev 11; 0-2 Yuri Savichev 13; 1-2 Jürgen Klinsmann 17; 1-3 Valery Plotnikov 28; 2-3 Predrag Pašić 31; 2-4 Yuri Savichev 37; 3-4 Ásgeir Sigurvinsson 55; 3-5 Nikolay Savichev 88.

V.f.B. STUTTGART (coach: Egon Coordes):
Eike Immel, Günther Schäfer, Michael Nushöhr (Leo Bunk 29), Guido Buchwald, Michael Schröder, Rainer Zietsch (Jürgen Hartmann 46), Andreas Merkle, Andreas Müller, Jürgen Klinsmann, Ásgeir Sigurvinsson, Predrag Pašić.
F.C. TORPEDO (coach: Valentin Ivanov):
Dmitry Harin, Dmitry Chugunov (Viktor Kruglov 69), Valentin Kovach, Sergey Prigoda, Valery Shaveiko, Vladimir Grechnev, Yuri Savichev, Sergey Mushtruev, Nikolay Savichev, Aleksandr Polukarov, Valery Plotnikov (Sergey Shavlo 75).

Y-CARDS: 72 - Jürgen Klinsmann (V.f.B. STUTTGART); 41 - Valery Shaveiko, 67 - Sergey Mushtruev (F.C. TORPEDO).

***

ТОРПЕДИРОВАЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНО

Торпедовцы сами себе поставили восклицательные знаки, сразу пять: концовку сезона автозаводцы проводят на редкость уверенно. «Штутгарт» был окончательно и бесповоротно торпедирован скоростными и вместе с тем изящными контратаками москвичей, и телевидение в конце встречи не раз показывало покидавших трибуны поклонников западногерманского клуба, не желавших дожидаться финального свистка.
Тренерская интуиция — дело великое. Честно признаться, когда после первой встречи со «Штутгартом», минут через десять после ее окончания, старший тренер автозаводцев Валентин Иванов воскликнул в раздевалке стадиона «Динамо»: «Да мы их там на контратаках поймаем!», подумалось, что сказано это под влиянием победного момент. Но, как выяснилось, это было началом хорошо продуманного плана, учитывавшего имеющуюся информацию об игре «Штутгарта» на своем поле.

Понятное дело, что западногерманские футболисты с первых же секунд бросились отыгрываться за 0:2 в Москве, но делали это, совершенно не учитывая возможности соперников, с некоторым пренебрежением отнесясь к мастерству и скорости братьев Савичевых, Плотникова, Чугунова, полузащитников «Торпедо». Возмездие за авантюризм, когда в атаку на торпедовские ворота были брошены все наличные силы, не заставило себя ждать. Кинжальный пас из середины поля влево на прорыв Плотникову, мчавшийся параллельным курсом к воротам Н. Савичев получил точнейшую передачу и переправил мяч в сетку. Спустя короткое время москвичам удалась еще одна контратака, здорово сыграл убежавший от Бухвальда Ю. Савичев, показавший Иммелю, что будет бить в правый от него угол, а сам пославший в левый, впритирку со штангой.

Богатый на голы первый тайм продолжался. Вначале настырный Клинсманн реализовал фланговую передачу, отправив мяч точно в нижний угол головой очень трудным для вратаря ударом. Затем последовала еще одна скоростная контратака торпедовцев, Н. Савичев мог завершить ее сам, но несколько отпустил от себя мяч на линии штрафной, оказалось — под удар Плотникову. Два защитника, заменившие выбежавшего из ворот Иммеля, не смогли отразить удар. Пашич редким по красоте ударом вновь сводит разрыв к минимуму. В свою очередь, блестяще сыграл в штрафной хозяев поля Ю. Савичев. Замахом он уложил вратаря и защитника, убрал мяч под себя и спокойно забил четвертый гол.

Концовка тайма, как, впрочем, и вся первая половина, прошла при инициативе «Штутгарта», который реального при этом ничего не создал. Попытки фланговых атак успеха не имели, прорваться по центру, не удавалось, дальними ударами западногерманские футболисты не пользовались, с близкой дистанции бить им не позволяли. При достаточно разумно организованном противоборстве «Торпедо» «Штутгарту» недоставало главного — разнообразия в действиях. Ходы хозяев поля довольно легко читались; сложностей больших не представляли, во всяком случае, внешне. Впрочем, такое впечатление во многом продиктовано тщательно продуманной игрой автозаводцев, выглядевших так, будто опыта международных матчей у них предостаточно и проводить подобные встречи для них — плевое дело. В двух эпизодах первого тайма оборона «Торпедо» позволила себе расслабиться, за что поплатилась двумя мячами. В других же случаях натиска «Штутгарта» обострения не допускались.

Задача «Штутгарта» перед вторым таймом выглядела предельно «простой» ~ забить пять мячей и не пропустить ни одного. Наверное, проигрывавшая сторона понимала невозможность этого, хотя в матчах бундеслиги подобные трансформации в игре и счете случаются редко, но случаются. Желанию же сотворить чудо нельзя не отдать должное. Хозяева поля устроили настоящую осаду ворот «Торпедо», изредка прерывавшуюся колючими выпадами автозаводцев. Особенно усердными в этом были Бухвальд, Сигурвинссон и Клинсманн. Клинсманн появлялся в самых горячих точках, изо всех сил боролся в каждом эпизоде, бегал за мячом, когда тот вылетал за лицевую или же боковую линию, задирался (что, конечно, не делает ему чести) со всеми торпедовцами подряд — Гречневым, Хариным, Ковачем, Пригодой (капитана автозаводцев он просто сбил с ног в совершенно неигровом эпизоде). Когда Сигурвинссон забил третий мяч после розыгрыша довольно редко назначаемого свободного удара в штрафной площади, Клинсманн бросился не поздравлять своего капитана, а к торпедовцам, за мячом, скорее на центр.

Москвичи отнеслись к этому штурму деловито, с полной ответственностью, оборонялись четко, слаженно, мужественно и продолжали гнуть свое — контратаковать с подключением не только тех, кто уже забивал, но и Гречнева, Ковача, Круглова, заменившего Чугунова. Во время замены, кстати, Чугунов, фактический дебютант клуба, сохранив серьезное выражение (телеэкран позволил увидеть это), подмигнул Круглову: все, мол, в порядке, со «Штутгартом» справились. Это не бравада, а реальная оценка ситуации молодым автозаводцем, действовавшим в тот день, как и все его партнеры, с полной отдачей сил. Не менее любопытно было наблюдать за реакцией на торпедовской скамейке на эпизод, во время которого Ю. Савичев промахнулся из выгоднейшего положения. Обычно такие промахи вызывают гневную тренерскую жестикуляцию, на этот раз Валентин Иванов и Юрий Золотов с улыбкой комментировали случившееся.

Забить могли Гречнев и Ковач, а пятый гол, который многие зрители не видели — не было сил досмотреть до конца фиаско «Штутгарта», — провел Н. Савичев, завершив контратаку, начатую Кругловым. Братья по забитым голам не отстали один от другого ни в московском матче, ни в штутгартском.
Торпедовцев, прилетевших в Москву праздничным вечером 7 ноября, ждала в Шереметьево теплая встреча с цветами и добрыми словами, пожеланиями дальнейших успехов.

По просьбе еженедельника своими впечатлениями от матчей со «Штутгартом» делится Валентин Иванов:
— Конечно же, матчи со «Штутгартом» по многим причинам носили исключительно принципиальный характер. Во-первых, именно ему мы проиграли восемь лет назад в Кубке УЕФА, во-вторых, этими играми мы должны были доказать себе в первую очередь, что чего-то стоим как команда, коллектив, в-третьих, успех во встречах с таким сильным и авторитетным соперником всегда плюс к репутации футбола страны...

Встретили нас в Штутгарте хорошо. Впрочем, это взаимно: наши соперники благодарили за прием, который мы оказали им в Москве. Разместили, надо думать, не случайно, в том же отеле, что и восемь лет назад. А нам, честно говоря, и не до того было, чтобы рассуждать насчет подобных примет. Отель-то хороший. Накануне матча была встреча с руководством клуба. Они делали «Торпедо» комплименты, но, не скрывая, открыто говорили, что задачу выхода в следующий раунд выполнят. Все игроки в газетных интервью утверждали, что выиграют у «Торпедо» с разницей не меньше чем в три мяча. Эти высказывания для создания психологического фона были нам на руку.

Ответный матч со «Штутгартом» мы моделировали в Ленинграде, играя с «Зенитом». Тогда задуманное удалось осуществить. Решили не отказываться от выбранного плана и от состава, победившего в Ленинграде, в Штутгарте.

Мы прекрасно понимали, что хозяева рванутся в атаку. Силы же, брошенные ими вперед, превзошли все наши ожидания. Первые минут десять мы со своей половины поля практически не выходили, но выдержали. Такая и ставилась задача: выдержать первый натиск во что бы то ни стало. Мы говорили игрокам перед матчем: впереди активно должны действовать не только Савичевы и Плотников, все «легкие на подъем», но и полузащитники, в обязанность которых входила и помощь обороне и атаке. Они, а также Чугунов справа, и поддерживали ее — точными передачами. Этого оказалось достаточно. Савичевы и Плотников в первом тайме здорово потерзали «Штутгарт», хладнокровно, я бы сказал, забив четыре мяча. Вот что значит реализация созданных моментов!

Конечно, когда забили первых два гола, многое прояснилось. Иммель — тот вообще заявил после матча, что «смертельным» для его команды оказался первый мяч, после которого лично он потерял надежду на успех по сумме двух встреч. Мы же, откровенно говоря, так не считали. Мы видели, что малейшее расслабление в обороне, неизбежное, наверное, при таком ходе игры, грозит неприятностями. В перерыве об этом и говорили в раздевалке.
Окончательно в то, что выходим в следующий круг, уверовал за полчаса примерно до конца игры. Нет, четыре им не забить. К тому же наши время от времени продолжали контратаками бить по нервишкам обороны «Штутгарта», а свою оборону держали в полном порядке. Тем, кто смотрел, хочу напомнить. Ведь, положа руку на сердце, «Штутгарт»-то ничего реального во втором тайме не создал. Да, натиск серьезный, да, Клинсманн, Бухвальд и Сигурвинссон (до травмы) из кожи лезли вон, но укорять себя в том, что не использовали, дескать, такие моменты, западногерманские футболисты не могут, ве было этих моментов.

Не хочу по этому матчу никого выделять. Все честно и добросовестно делали свое дело. Кто более заметно, кто менее, но - все. На поле была команда. Конечно, были огрехи и промахи, не без этого, и при разборе матча, при подготовке к следующим серьезным играм мы об этом поговорим. Но было главное — отсутствие страха перед твердым, уверенным в себе соперником, игравшим при поддержке своих трибун. Мы оказались тверже и увереннее.
Итак, уверенность выхода в четвертьфинал у меня возникла минут за тридцать до конца, но было страстное желание у всей команды победно уйти со штутгартского стадиона. Своим штурмом «Штутгарт» именно этого, наверное, и хотел — не дать нам выиграть в данном конкретном матче, общую-то ситуацию все уже поняли: публика, ее не проведешь, стала уходить.

И мы довели дело до конца, отдав игре все силы.

...Торпедовцы блестяще поддержали успех киевского «Динамо» и «Спартака». Автозаводская команда молода, большей частью состоит из своих, способных воспитанников клуба, и это вселяет надежду на будущее «Торпедо», которое мужает и находит свою игру на глазах.

Александр ГОРБУНОВ.
«Футбол-Хоккей» №45, 11 ноября 1986 года

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.