F.C. Dinamo Kiev (USSR) - Celtic F.C. Glasgow (SCO) 1:1

04-10-1967; Kiev; 19:00; Central Stadion; Att: 68.352

F.C. DINAMO KIEV (USSR) - CELTIC F.C. GLASGOW (SCO) 1-1 (0-0)
Referee: Antonio Sbardella (ITA)
Goals: 0-1 Bobby Lennox 60; 1-1 Anatoli Bishovets 89.

F.C. DINAMO (coach: Victor Maslov):
Victor Bannikov, Vladimir Shegolkov, Vadim Sosnihin, Sergei Krulikovski, Vladimir Levchenko, Vasili Turianchik, Josef Sabo, Fedor Medvid, Anatoli Bishovets, Viktor Serebrianikov, Anatoli Puzach.
CELTIC F.C. (coach: John “Jock” Stein):
Ronnie Simpson, Jim Craig, Billy McNeill, Tommy Gemmell, Bobby Murdoch, John Clark, Jimmy Johnstone, Bobby Lennox, Willie Wallace, Bertie Auld, John Hughes.

R-CARD: 57 - Bobby Murdoch (CELTIC F.C.).



***

НАШ ЧЕМПИОН - против ЧЕМПИОНА ЕВРОПЫ

1. Со стороны «Динамо»
Нам не приходилось видеть такого ликования, какое охватило киевлян после матча с «Селтиком». Почти сто тысяч зрителей хлынули на Крещатик. Он был заполнен с начала и до конца. Люди пели, улыбаясь, кричали «Мо-лод-цы!», танцевали. Ещё мгновение, и, казалось, автобус с футболистами будет поднят и его понесут на плечах по Крещатику. Это напоминало футбольные карнавалы в Рио, о которых мы так много слышали. Но кто мог подозревать такой пылкий темперамент в киевлянах? Когда устраивали жеребьёвку Кубка чемпионов, «Селтик» отнесли к числу сильнейших команд. Это было естественно, шотландцы, обладатели Кубка чемпионов, действительно сильнейшая клубная команда континента, а может быть и мира. Киевское «Динамо» не «рассеивали». И это тоже понятно - широкой международной известностью команда не пользовалась.
Сейчас имеются точные и бесспорные доказательства того, что наш клубный чемпион вошёл в мировую элиту. Никто не знает, осуществится ли пожелание шотландских футболистов, которым хотелось бы передать Кубок европейских чемпионов именно киевлянам, так же как неясно, сумеют ли шотландцы оправдать надежду своих киевских соперников и завоевать Межконтинентальный кубок, но футбольные астрономы уже твёрдо внесли в свои карты новую звезду. Киевский матч снял все сомнения.
Мы у себя привыкли к победам нашего чемпиона. И если ничья в Киеве вызвала такое восхищение, то это связано с оценкой соперника и с характером игры. Когда изнурённые до последней степени футболисты ввалились в раздевалку и упали в кресла, Виктор Маслов обратился к журналистам: «Вы видели теперь, что такое «Селтик»!»
Да, все увидели, что такое «Селтик»! Как он кардинально не похож на знакомый нам «Интер», приводивший в течение ряда лет в восторг футбольную Европу своей поразительной непробиваемостью. «Селтик» - команда иного склада.
Киевский тренер, киевские футболисты и киевские зрители не дали запутать себя горькими отзывами шотландских газет после первого матча. «Селтик» может спасти только чудо!», - писали они, призывая своих футболистов это чудо совершить.
Конечно, речь шла не о чуде. «Селтик» был в состоянии возместить потери в Глазго. Динамовцам нужны были собранность, бдительность, самоотверженность, мастерство и хитрость, чтобы довести до конца и выиграть великий двухраундовый бой. Это понимали футболисты, а к счастью, и зрители, которые со всей мощью ста тысяч лёгких поддерживали киевлян, выражая восхищение и благодарность и за первый раунд - 0:0, и за второй - 1:1, и за каждое удачное действие в нападении и защите.
Они чувствовали и тоже понимали, каков соперник. Они не ошибались. Шотландская команда поражает неистовым стремлением к чужим воротам. Её футболисты, высокотехничные, умные, видящие поле, быстрые, поразительно выносливые, фанатично поклоняются атаке. Их манёвры, напоминающие движение ртутных шариков по стеклу, поперёк, вдоль, по диагонали, беспрерывные, непрекращающиеся, создают такой водоворот, такие завихрения на поле, что просто диву даёшься, как удается защитникам уследить за этим калейдоскопом. Какое счастье, что киевское «Динамо» не применяет персональной защиты!
И при этом - какая культура паса! И вот поэтому киевляне, особенно в первом тайме, отходили далеко назад к своим воротам.
На первый взгляд это казалось неверным, тактически неправильным, нарушающим связи между линиями и сокращающим возможность перехода в контрнаступление приёмом. Но это было, пожалуй, единственным средством заставить атакующих шотландцев упереться в защитную стену.
Нам пришлось беседовать после игры с Виктором Серебряниковым. По его мнению, киевляне могли бы чаще и смелее атаковать. Крайние защитники «Динамо» Щегольков и Левченко сравнительно редко выходили вперёд. Такое соображение, может быть, до некоторой степени верно.
Но нельзя забывать, что шотландцы играли ва-банк, вынужденные к тому исходом первого матча. И было бы неразумно не использовать этого обстоятельства. Во всяком случае, сравнивая матч в Глазго и матч в Киеве, можно без труда установить, что шотландцы били значительно реже по воротам: три удара, один из которых, подправленный Джонстоном, был особенно опасным - вот и вся их удача за первые 45 минут. Оказалось, что киевские динамовцы усвоили уроки прошлого матча лучше своих соперников.
Единственная замена в команде киевлян - Банников. Она нам кажется мудрой и оправданной. В первом матче, если помните, Рудаков с необычайной лёгкостью перехватывал все верхние мячи. Шотландские «навесы» выглядели бесполезными. После киевского матча стало понятно, почему журналисты из Глазго так настойчиво заводили с нами разговор о Рудакове, пытаясь получить подтверждение, что Рудаков вверху сильнее, чем внизу. В киевской игре мы уже не увидели такого количества навесов, зато было много невысоких прострелов. Шотландские журналисты, видимо, знали об этой перемене. Но этого, очевидно, и ожидал Маслов. И поставил Банникова. А Банников блестяще перехватил три смертельных прострела.
К тому же Круликовский и Соснихин ещё раз подтвердили, что нисколько не уступают соперникам в игре головой. В большинстве воздушных поединков они выходили победителями.
Неверно, однако, думать, что сила и мощь киевлян заключалась лишь в хорошо организованной защите. Два выдвинутых далеко вперёд нападающих - Бышовец и Пузач - всё время держали в напряжении защитников шотландцев. Они смело и мужественно боролись за мяч, который им посылался из глубины обороны, а когда овладевали им, столь же смело шли на ворота, не ожидая подкреплений. Они отлично использовали пространство и при некоторой доле удачи могли бы ещё в первом тайме открыть счёт. Вспомним проход Пузача, который мог легко перебросить мяч черед Симпсона, вспомним медленно катящийся мимо пустых ворот мяч, на который мог выйти, но не пошёл Серебряников, вспомним проход самого Серебряникова и его удар по воротам.
Кстати, подключения Серебряникова в атаку заставили Джеммелла ослабить контроль за действиями Бышовца. В общем по голевым возможностям, какие создавались в матче, команды были равны. Территориальный перевес, который имели шотландцы в первом тайме, был до известной степени предусмотренным и реального соотношения сил не отражал.
За 90 минут матча мяч шесть раз побывал в сетке. Судья не засчитал двух мячей в ворота «Селтика» и двух мячей в ворота «Динамо». Это, разумеется, вызвало известные нарекания, особенно гол, забитый Медвидём, поскольку он был сначала засчитан, а затем после совещания с боковым судьёй отменен. Так или иначе, но по числу незасчитанных голов счёт тоже равный - 2:2.
Может показаться странным, но психологически на ход матча повлияло удаление Мэрдока, проявившего неуважение к судье. Да и вообще, скорее всего правы шотландские журналисты, которые в отчётах о киевской встрече много пишут об удалении и делают вывод: «Надо учиться у киевлян. Они не спорили с судьей, хотя имели поводы».
Давно уже замечено, что команда, оказавшаяся в меньшинстве, находит какие-то дополнительные силы для дальнейшей игры. На игре шотландцев отсутствие игрока почти не сказалось. Это в хоккее умеют использовать численное преимущество и с этой целью даже специально тренируются. Мы вспоминаем, как в полуфинальном матче на Кубок СССР в Тбилиси киевское «Динамо», играя вдесятером в течение часа против минских одноклубников, сумело выиграть. Но вот как самим играть с численным перевесом, этого киевское «Динамо», как и большинство других команд, не знает.
Во всяком случае чаша весов дрогнула именно в тот момент, когда шотландцы остались вдесятером. Они забили гол, открывший счёт в этой встрече. Однако гол не был результатом обычной игровой комбинации. Был назначен свободный в штрафной площади. Все игроки сгрудились у передней штанги, был подан мяч, он прошёл через всю толпу и у дальней штанги должен был уйти за линию. Так, видимо, и думал Банников. Но к мячу рванулся оставшийся без присмотра Леннокс и под невероятным углом, почти с линии ворот забил мяч. Леннокс, таким образом, частично выполнил свой предматчевый прогноз. Он посулил победу «Селтика» - 2:0, причём один гол пообещал забить сам.
И тут надо отдать должное киевлянам. Они продолжали играть так, как будто ничего не случилось, хладнокровные и уверенные в себе. Мужественная борьба, жёсткая и бескомпромиссная (но в целом - на мяч, а не на игрока) продолжалась, как и раньше, без вспышек, без инцидентов, без суеты и спешки. Гол вдохновил шотландцев, но не разочаровал киевлян. И только трибуны замерли в волнении.
Постепенно игра всё чаще перекладывается на сторону шотландцев. Всё чаще Бышовец делает свои длинные одиночные рейды, всё чаше подключаются вперёд игроки середины поля. Медвидь совершает рейды по левому краю, выходит вперёд Турянчик, отлично выполнивший ключевую роль в середине поля, как и в Глазго. Игра киевлян принимает форму, какую мы привыкли видеть в своём чемпионате, стройнее и чётче стала связь линий.
Заметим попутно, что Медвидь, вновь пришедший в хорошую спортивную форму, проделал огромную работу и в защите и в нападении. Особенно запомнился его удар головой, после которого мяч прошёл в нескольких сантиметрах над перекладиной. Как всегда, полезно и с темпераментом играл Сабо, которого очень опасались шотландцы, стараясь по возможности нейтрализовать.
Щегольков, которому на этот раз приходилось единоборствовать с рыжим Джонстоном. находившимся всегда в центре шотландского водоворота, не только управился со своей нелёгкой задачей, но и начал тоже выходить вперёд и даже участвовать в дальнем обстреле ворот.
Молодой Левченко не рискнул последовать примеру Щеголькова. Он настроился на игру против Джонстона, к которому привык, но шотландский тренер направил против него мощного и опасного Хьюза, переместив Джонстона налево. Левченко в целом справился с порученным делом, не поддался на шотландские уловки, с помощью которых его хотели увести с места, проявил тактическую зрелость и много мужества. Правда, против Хьюза ему пришлось тяжело.
Гол, который киевляне забили, был плодом индивидуальных усилий Бышовца. Он получил издали пас, овладел мячом, ушёл направо и с места правого полусреднего забил отличный гол, полностью реабилитировавший Бышовца за предыдущие неудачи и подведший итоговую черту под этим мужественным, атлетичным, мастерским матчем, создавшим картину настоящего большого футбола. Это случилось за 20 секунд до конца. И можно только представить себе, что творилось на стадионе, где разместилось на этот раз, впервые в истории киевского футбола, почти сто тысяч зрителей.
Замечательная победа! Три очка из четырёх - против лучшей команды континента. Будем надеяться, что этот матч послужит на пользу киевлянам, потому что из всех наук самая лучшая - такой матч. И хотя он отнял много сил у динамовцев, но усталость проходит, а опыт остаётся.

2. Со стороны «Селтика».
Итак, вечером в среду «Селтик» лишился короны сильнейшего клуба Европы. Правда, сам приз - серебряный Кубок - ещё пробудет в Глазго до апреля. Только тогда шотландцы передадут его в Европейский союз футбольных ассоциаций. Затем Кубок совершит путешествие в Лондон на стадион «Уэмбли», где в мае намечен финал.
- Теперь мы желаем вам выиграть Кубок европейских чемпионов, - сказал на прощальном приёме тренер шотландцев Джок Стейн, обращаясь к киевским динамовцам и их тренеру. - Мы, искренне хотим, чтобы так произошло.
Кое-кто сочтёт, возможно, эти слова вежливой формальностью, вынужденным комплиментом, ведь как катастрофу расценили шотландцы итог своих двух встреч с чемпионом СССР.
...Когда рослые шотландские парни втащили в вестибюль киевской гостиницы «Днепр» громадные зелёные сундуки и сумки, набитые провиантом, коробки и свёртки, у людей, не знакомых с закулисной стороной подготовки к матчу, это вызвало иронические улыбки: «Зачем тащить за тридевять земель бифштексы и минеральную воду, если всё это без труда и хлопот можно приобрести на месте?». У руководителей шотландской команды было своё мнение.
«Мы всегда берем с собой в дорогу всё необходимое для привычного питания игроков, - сказал нам президент клуба «Селтик» Роберт Келли. - Наши ребята всюду должны чувствовать себя как дома, а питание - не последняя вещь».
Удивило многих и то, что игроки «Селтика», совершив почти пятичасовой перелёт из Глазго в Киев, из гостиницы сразу же направились на тренировку. «Мы всегда в поездках за рубеж проводим тренировку, как только разместимся в гостинице, - пояснил нам тренер команды Д. Стейн. - Психологически игроки привыкли к этому и, на мой взгляд, команда так быстрее избавляется от всех последствий длительного переезда. Футболисты тренируются натощак, и лишь после занятия следует обед или ужин, а затем - в постель».
Кстати, размещаются футболисты «Селтика» тоже всегда одинаково. Пары неразлучны, по словам тренера, вот уже два года. Джеммелл, например, всегда делит комнату с Мэрдоком, Джонстон - с Ленноксом и т.д.
Несмотря на бодрые заявления о предполагаемом исходе матча, игроки «Селтика» нервничали. Все виды психологической обработки применяли руководители команды с тем, чтобы настроить её на боевой лад.
По традиции (ох, уж эти традиции!) «Селтик» проводит накануне международной встречи две тренировки - утром и вечером. Одна из них - утренняя - во вторник была отменена. Официально шотландцы объяснили это тем, что тренер не совсем здоров, а игроки устали. Лишь позднее стала известна истинная причина.
Пятого октября тренеру «Селтика» исполнялось сорок пять лет. Игроки собрались в комнате президента клуба и дали своего рода клятву выиграть матч. Именно такой подарок они решили преподнести своему тренеру в день его рождения.
Психологически этот ход выглядел верным, и не вина шотландцев, что им так и не удалось преподнести Стейну самый желанный для него подарок.
Наконец, ещё одно замечание. В первом матче в Глазго «Селтик» выступал в зелёных футболках. В Киеве по просьбе игроков им были выданы полосатые футболки (зелено-белые) - та самая форма, в которой шотландский клуб выиграл в мае в Лиссабоне Кубок чемпионов.
Может быть, в плане психологической подготовки гости и переусердствовали. Во всяком случае такого взгляда придерживались после матча шотландские журналисты. Кроме того, обозреватели считали, что «Селтик» ошибся в тактических расчётах и в оценке физических возможностей игроков. На их взгляд, нервозность помешала в первом тайме и, владея мячом, шотландцы находились как бы под гипнозом соперника. Лишь во втором они заиграли лучше. Некоторые даже считали, что Стейн вообще не скорректировал тактику, исходя из итога первого поединка.
Но Стейн внёс коррективы. Ну, во-первых, он ввёл в состав вместо нападающего Чалмерса ветерана команды Хьюза. Ввёл со строго определенной целью, Хьюз не слишком быстр, но куда более точен, чем Чалмерс. Главное же, он может играть в полузащите и даже в защите. Когда Мэрдок был удалён с поля, Хьюз по существу устал игроком обороны.
Пошёл Стейн и на другую жертву. Вот как рассказал нам о ней Джеммелл: «Мне было поручено сделать всё, чтобы Макнилл в его борьбе с Бышовцем получал необходимую поддержку. Я не должен был увлекаться атакой, вести обстрел ворот. Главное внимание - на оборону, на то, чтобы не оставить Макнилла в одиночестве. Правда, уже в первом тайме я заметил, что у киевлян оказался свободным Серебряников, и, стараясь прикрыть его, я иногда не поспевал на помощь к Макниллу. В атаку же вместо меня должен был выходить Кларк, что он и делал. Вот почему рисунок нашей игры в обороне выглядел несколько странным для тех, кто хорошо знает «Селтик». К тому же, мы так и не усмотрели за Бышовцем. Этот матч был для нас столь же тяжёл, как и финал в Лиссабоне».
В этой игре шотландцы почти не оголяли тылов. Но расчёт на то, что их соперник откроет в своём тылу свободное пространство, не оправдался.
Шотландцы проиграли тактическое соревнование. Проиграли они и войну нервов, на которую ушёл весь первый тайм. Это нашло своё выражение и в том, как Макнилл несколько раз сбивал с ног Бышовца, и в том, как ронял мяч из рук вратарь Симпсон, и в том, что, почти безупречно передавая мяч в первом тайме, шотландцы часто ошибались во втором. Кульминацией, было удаление с поля Мэрдока.
«Не надо слишком строго судить Мэрдока; - сказал нам уже в аэропорту Стейн. - У него нервы не выдержали. Поймите моё отношение к нему, ведь это первое удаление Мэрдока за все годы выступления в «Селтике».
Но вот что странно: удаление игрока лучшим образом отразилось на шотландцах. В общем-то в футболе трудно, а иногда и практически невозможно использовать численный перевес. Команда, оставшаяся в меньшинстве, мобилизует все силы. А у соперников, наоборот, нередко притупляется ощущение опасности.
Шотландский журналист Джон Маккензи выразил своё отношение к эпизоду с Мэрдоком так: «Арбитр невольно помог «Селтику». Может быть, в этой игре счёт так бы и остался нулевым, не удали Сбарделла Мэрдока с поля. А ведь сколько раз после этого печального эпизода мяч попадал в сетку! Голы Леннокса и Бышовца внесены в протокол, мячи, забитые Медвидём и Хьюджем - нет».
После матча шотландцы в поисках оправданий упрекали арбитра. На следующее утро оценка несколько изменилась. Правда, Стейн по-прежнему считал судью небезгрешным. Но оперировал уже другими аргументами: «Плохо, когда судья упорствует в неправильном решении, но плохо и другое, когда арбитр в таком напряжённом матче меняет свои решения. Если бы киевляне поставили себя в наше положение, они, полагаю, поняли бы мои чувства и чувства наших игроков. Но это объяснение, только объяснение, но не причина. Причина другая - мы проиграли ещё в Глазго».
Утром в аэропорту тренер и игроки, пережив катастрофу, смотрели на всё случившееся уже несколько иным взглядом. «Обидно, выиграв впервые в жизни Кубок европейских чемпионов, тут же его потерять, - говорил Стейн. - Но мы проиграли сильнейшей советской команде, имеющей прекрасных игроков и хорошего тренера. Теперь все шансы биться за Кубок у киевлян, а потому мы желаем вам удачи на том самом перекрёстке, где наши дороги скрестились вторично. Думаю, что «Селтик» не уронил своей репутации в глазах киевских болельщиков. Не изменился и не изменится стиль «Селтика» - решительность, быстрота, активность. Эти два матча наши взгляды не опровергли. Благодаря нашей манере игры мы создали в Глазго много голевых моментов. Мы не использовали их. В чём мне винить игроков? В том, что они создавали эти моменты? В Киеве мы были равны и равным оказался счёт. Мы всё проиграли в Глазго».
Впрочем, у «Селтика» есть шанс спасти репутацию, как-то вознаградить себя за неудачу. Этот шанс - два матча Межконтинентального кубка с аргентинским «Рэсингом» за титул лучшей клубной команды мира. Шотландцы пожелали успеха киевлянам. Динамовцы пожелали своему великолепному сопернику успеха в предстоящей борьбе за Межконтинентальный кубок.
Александр Вит и Геннадий Радчук, специальные корреспонденты «Футбола»
«Футбол» №41, 8 октября 1967 г.


Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Комментарии

ava

shat1980

12 июля 2015 07:44
  • (0)

При номинале 1 рубль 20 копеек билеты у спекулянтов стоили по 15 рублей.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.