Hamburger S.V. e.V. (GER) - F.C. Dinamo Kiev (USSR) 1:2

16-03-1983; Hamburg; 20:00; Volksparkstadion; Att: 50.000

HAMBURGER S.V. e.V. (GER) - F.C. DINAMO KIEV (USSR) 1-2 (0-0)
Referee: Rolf Ericsson (SWE)
Assostans: Bo Helén, Bo Persson (SWE)
Goals: 0-1 Vladimir Bessonov 52; 1-1 William Hartwig 61; 1-2 Vadim Evtushenko 82.

HAMBURGER S.V. e.V. (coach: Ernst Franz Hermann Happel):
Uli Stein, Holger Hieronymus, Manfred Kaltz, Ditmar Jakobs, Bernd Wehmayer, William Hartwig, Wolfgang Polff, Jürgen Groh, Felix Magath, Horst Hrubesch, Jürgen Milewski.
F.C. DINAMO (coach: Juri Morozov):
Mihail Michailov, Mihail Olefirenko, Aleksandr Sorokalet, Sergey Baltacha, Anatoly Demyanenko, Vladimir Lozinsky, Jaroslav Dumansky (Oleg Blokhin 46), Leonid Buryak, Andrey Bal, Vadim Evtushenko, Vladimir Bessonov (Vasily Evseev 79).

Y-CARD: 01 - Vladimir Lozinsky (F.C. DINAMO).



***

ВЕРСИЯ С БОРОДОЙ

Всё происходившее в течение полутора часов вместило в себя любопытные перепады настроения у обеих сторон. Динамовцы резво начали, желая показать, что на ответный матч они прибыли не ради формальности. Мелькнуло несколько ситуаций, заставивших с подозрением отнестись к оборонительным возможностям «Гамбурга», который не мог не испытывать самодовольства после тбилисской встречи. С открытой позиции бил Евтушенко, но удар был слаб. Хозяева поля к нежданной угрозе отнеслись с пониманием, стали бдительнее и постарались придать игре спокойный характер. Это им удалось благодаря тому, что их средняя линия надежнее держала мяч. В целом они выглядели организованными, хотя и не напрягались.

Постепенно порыв динамовцев сошёл на нет, и до конца первого тайма игра шла попеременно, напоминая качели, которым дают ход люди, избегающие острых ощущений.

А после перерыва монотонное равновесие было резко нарушено. Видимо, динамовцы успели почувствовать, что «Гамбург» практично нацелился на бесконфликтный сюжет, и его можно на этом поймать. Да и появление на огневом рубеже Блохина заметно изменило соотношение сил: центр тяжести игры динамовцев был перенесён ближе к воротам «Гамбурга», что сразу дало им перевес в сравнении с борьбой средних линий, из которой ничего путного извлечь нельзя было.
Вскоре красиво головой забил гол Бессонов. Назначенный в силу необходимости форвардом (отсутствовали Заваров, Хлус и в первом тайме Блохин), Бессонов в этом матче напомнил нам самого себя, каким он начинал в юные годы. Он был такой же отважный, не знающий устали, предприимчивый и забивающий. Давно вокруг этого одарённого игрока идут споры: где его место, как ему проявить себя наилучшим образом, имеет ли смысл этого «ферзя» разменивать в оборонительной работе на «лёгкие фигуры»? И вот дан новый повод. Не возьмусь подсказывать тренерам, как именно это сделать, но убеждён, зная Бессонова с его юниорских времен, что его способность играть активную наступательную роль полагается поощрять, а не заглушать.

«Гамбург» явно обеспокоен. По всему чувствуется, что ему не нравится быть в положении обороняющейся стороны, да и, как можно судить по обоим матчам, он не из тех команд, которые верят в свою безупречность у собственных ворот. И тут завязалась встречная игра, куда более увлекательная, чем в первом тайме, доска качелей пошла взмывать до предела то вправо, то влево. И произошёл, как обычно бывает в подобных случаях, обмен разящими ударами. Сначала «Гамбург» после быстрой и изящной комбинации вывел к воротам «Динамо» Хартвига, и тот послал мяч в левый нижний угол. Потом Блохин в скоростном прорыве посеял смятение в рядах обороняющихся гамбуржцев, оставил за спиной и защитников, и вратаря, перекинув через них мяч, завершающий удар ему, правда, не удался, но тут как тут оказался Евтушенко и внёс необходимую поправку.

Динамовцы играют на победу, мяч дважды попадает в штангу после ударов Блохина и Евтушенко. «Гамбургу» уже не до выигрыша этого матча, он держит в уме общий счет двух встреч 4:2, на него и ориентируется.

Всё было достаточно интересно в тот вечер, можно определенно сказать, что обе команды сумели себя преподнести, выказав немало футбольных достоинств. И приятно, конечно, что в этом жарком поединке киевское «Динамо» одержало победу да ещё на чужом поле, что ему не часто удавалось в последние годы в розыгрышах европейских кубков.
А теперь в нашем повествовании возникает неизбежное «так-то оно так...»

Неудачи киевского «Динамо» на международной арене у нас воспринимаются наиболее чувствительно. И немудрено: тут и многолетняя репутация сильнейшего в стране клуба, и то, что чуть ли не все его игроки входят в сборную. Да и среди наших клубов он самый бывалый в европейских кубках. И вот очередная осечка.

В ход пошла версия: камень преткновения – ранняя весна, неудобные сроки, малая игровая практика. Версия эта приобрела характер хронической, неизбывной, она уже с бородой. Не собираюсь отвергать её как таковую, март в футболе у нас, разумеется, не ровня сентябрю. Однако принять ее за глухой забор просто было бы странно. Прежде всего вспомним, что за этот забор прежде уже проникали и само киевское «Динамо», и его одноклубники из Тбилиси и Москвы. Ну, и более всего удивительно, что за много лет участия наших команд в европейских турнирах так и не найден способ преодолевать как весенние затруднения, так и ноябрьско - декабрьские, с которыми имеют дело участники Кубка УЁФА и тоже пока безуспешно. Итак, определены два барьера, которым у нас придано абсолютное значение, независимо от игрового класса противников. Если это действительно так, то что же дремлет наша методическая мысль? Не верится, чтобы в наше время, когда к футболу привлечены самые разнообразные научные силы, защищаются диссертации, было невозможно выработать оптимальные режимы для команд в эти критические сроки. Нельзя же дилетантски, на глазок без конца обсуждать, должен или не должен наш представитель в Кубке чемпионов участвовать в розыгрыше Кубка страны, например! Подстилая мягонькую версию под неудачи «кажинный раз на том же самом месте», мы мало того что снимаем ответственность с тренерского состава, ещё и поселяем в душах игроков сомнения в исходе борьбы, им же так легко проникнуться мыслью, что не они первые и не они последние, и чего лезть на рожон. И тем самым ситуация, путь и нелёгкая, вырастает в роковую, безнадёжную. Нет, принять всё это нельзя, это последствия рутинного мышления, отголосок того стремления к беспечальному существованию в футболе, которое даёт о себе знать и в других разделах. И чем меньше мы будем разрабатывать в своих отзывах эту пораженческую версию, тем больше будет пользы делу.

Признаться, киевское «Динамо» в обоих матчах с «Гамбургом» не показалось мне таким уж слабым, чтобы надо было вспоминать про зимнюю спячку. До второго пропущенного мяча на стадионе в Тбилиси оно изрядно трепало «Гамбург», и никто, кроме промахивавшихся форвардов, не виноват в том, что счёт так и не был открыт. И тут возникают соображения иного рода и более существенные для самой игры. Скажем прямо: коэффициент полезного действия атак у динамовцев оказался невысок, много ниже, чем у «Гамбурга». Чтобы это вычислить, надо количество забитых мячей поделить на число моментов, удобных для завершающих ударов. В футболе наших дней, когда техника и мышление не называются иначе как скоростными, когда все изощрены и ловки в обороне, когда всё реже попадаются наивные противники, игровой класс любой команды вернее всего выверяется этим самым КПД. Не одно киевское «Динамо», а и другие наши клубы к этому коэффициенту относятся, я бы сказал, беспечно, легко транжирят голевые моменты, создаваемые ими самими с немалым трудом. Матчи с «Гамбургом» со всей наглядностью это проиллюстрировали. Думаю, что такой вывод наиболее реален. Тем более, что в нём содержится практическое напоминание о пробелах в тренерской работе с командами, последствия чего мы встречаем не только в неудобном марте, но и в благословенном сентябре.

Л. ФИЛАТОВ
«Футбол-Хоккей» №12, 20 марта 1983 год
а

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.